Сразу же после окончания войны А.С. Яковлев и его помощники начали проектировать легкий самолет многоцелевого назначения. Конструкторы стремились создать дешевую, простую в производстве и неприхотливую в эксплуатации машину, которую можно было бы использовать для перевозок пассажиров, почты и грузов на коротких местных линиях; как санитарную; для аэросева, подкормки растений удобрениями, опыления зеленых насаждений; а в аэроклубах - для буксировки планеров и для обучения прыжкам с парашютом.
В 1946 году новый самолет прошел испытания. Из нескольких вариантов, разработанных ОКБ, наиболее удачным оказался самолет с двигателем АИ-14 в 240 л. с. Он получил название Як-12.
Як-12 - подкосный высокоплан с двух-, трехместной кабиной, с двигателем М-11ФР в 160 л.с., выпущенный в 1947 г. Эта схема на протяжении ряда лет менялась лишь в деталях. Менялась конструкция Як-12, первоначально смешанная, с постепенным вытеснением дерева дюралюмином при общей полотняной обшивке всего самолета.
В своем первоначальном виде Як-12 (1947 г.) с М-11ФР был двухместным и предназначался для использования в ВВС как связной и санитарный. Конструкция смешанная, фюзеляж ферменный, сварной из хромансилевых труб с опалубкой из деревянных реек; каркас двухлонжеронного крыла деревянный, каркас элеронов и хвостового оперения дуралюминовый. Подкосы крыла V-образные, сходящиеся в узлах крепления шасси. По консолям крыла постоянной хорды - фиксированный дуралюминовый предкрылок, благодаря чему даже большой угол атак не опасен.
Шасси пирамидального улучшенного типа, в котором для уменьшения сопротивления была введена лента-оттяжка от каждого колеса в фюзеляж к шнуровой резиновой амортизации, испробованной на самолете Як-10. Колеса тормозные основные 600х180 мм и хвостовое 200х110 мм. Могли устанавливаться лыжи. Проводка управления тросовая.
Крыло площадью 23,86 квадратных метров снабжено предкрылками, повышающими безопасность полета и улучшающими посадочные качества.
Основной вариант Як-12 обладает хорошими для своего класса машин летными данными. Его скорость до 220 км/час, потолок 4500 м, посадочная скорость 90 км/час. Нормальная дальность полета 760 км. Длина разбега 120 м, пробега -150 м. Пустой Як-12 весит одну тонну. Нормальный взлетный вес 1450 кг. Самолет оснащен радиостанцией и приборами, обеспечивающими возможность полетов ночью и в сложных метеоусловиях.
Модификации : Як-12 первая серийная модификация. Як-12А дальнейшее развитие самолета Як-12. В этой модификации было существенно изменено крыло, оно было сделано трапециевидным с убирающимися предкрылками с одним подкосом вместо двух под консоли. Увеличены топливные баки, еще раз усилено шасси. Вместо ручки управления сделан полуштурвал ("рога"), улучшен обзор из кабины через ее остекления - лобовое и боковые стекла. Кабина сделана более комфортабельной - с мягкой обивкой сидений. Масса пустого самолета стала 1059 кг, полетная нормальная - 1588 кг. Однако благодаря лучшей аэродинамике при новом крыле скорость максимальная увеличилась более чем на 30 км/ч, возросла дальность, но немного снизился потолок. Рентабельность самолета повысилась. Як-12Б единственный экземпляр варианта самолета с УВП (взлетная дистанция - 35 метров). Представлял собой биплан с двигателем АИ-14РФ мощностью 300 л.с. Як-12ГР поплавковый вариант, поплавки типа АИР-6. Летные качества были гораздо ниже, чем колесного, сказывалась и недостаточная для него мощность. Як-12М (модифицированный) - дальнейшее продолжение модификаций Як-12. По опыту эксплуатации была удлинена хвостовая часть фюзеляжа и общая длина самолета возросла до 9 м. Хвостовое оперение увеличено, добавлен форкиль. Фюзеляж, передние подкосы крыла и стойки шасси усилены. Резиновая амортизация хвостового колеса заменена гидравлической, сошник убран. Пассажиров три. Масса пустого самолета возросла до 1026 кг, полетная нормальная стала 1450 кг. Самолет приспособлен для установки на нем сельскохозяйственного оборудования в течение 2 ч. В санитарном варианте кроме больного был и сопровождающий его медработник. В варианте для сброса парашютистов была устроена подножка на правом борту. Як-12Р значительная модификация Як-12. Установлен гораздо более мощный двигатель АИ-14Р в 260 л. с. с винтом ВИШ-530Л-11. Площадь крыла увеличена до 23,86 квадратных метров, его каркас - из дуралюмина, как и опалубка фюзеляжа под обшивкой. Самолет оборудован убираемым тормозным сошником впереди хвостового колеса для сокращения длины пробега до 50 м на грунтовых аэродромах. Пассажиров один - три. Масса пустого самолета возросла до 912 кг. Был принят в эксплуатацию в ВВС, как связной, а затем и в ГВФ в транспортном и других вариантах. Як-12С санитарный вариант Як-12 (1948 г.) под одного больного на стандартных носилках, с дверью в левом борту, без других конструктивных отличий. Масса пустого самолета 852 кг, нагрузка 380 кг, в том числе спецоборудование 22 кг, а собственно медицинская нагрузка 175 кг, т. е. было место и для медработника. Як-12С по всем показателям намного превосходил У-2С. Як-12СХ сельскохозяйственный вариант Як-12 для опыления, с баком для химикатов, устройством для их рассеивания, имевшим вид фигурно изогнутого листа под фюзеляжем, или же механизмом с ветрянкой для разбрасывания посевного материала (как аэросеятель) или же для разбрызгивания химических жидкостей аналогично таким же устройствам самолета По-2А. Як-12УТ учебно-тренировочный вариант Як-12 с двойным управлением.
ЛТХ: Модификация Як-12 Размах крыла, м 12.00 Длина самолета,м 8.36 Высота самолета,м 3.76 Площадь крыла,м2 21.60 Масса, кг пустого самолета 830 максимальная взлетная 1185 Тип двигателя 1 ПД М-11ФР Тяга, кН 1 х 160 Максимальная скорость, км/ч 194 Крейсерская скорость, км/ч 169 Практическая дальность, км 810 Продолжительность полета, ч 4 Практический потолок, м 3000 Экипаж, чел 1 Полезная нагрузка: 2 пассажира или 355 кг груза